понедельник, 11 апреля 2016
У меня с обществом противоречие в определении слова «интеллигентный». У Ожегова это «обладающий большой внутренней культурой». А что подразумевается под – как бы уже вопрос.
Я с детства с удивлением замечала, что бабушка, страшным противным голосом орущая на кинувшего мимо мусорки фантик ребенка, считается интеллигентным человеком. Она поступает правильно и стоит на стороне добра – ведь фантик, упавший на газон рядом с урной, - зло. А в каких выражениях бабушка орет – уже неважно, у нее карт-бланш, индульгенция.
Ну и сделать замечание ругающемуся матом человеку тоже у нас считается делом благопристойным и праведным. Ругаться матом – плохо и неправильно, ругать за то, что ругаются матом, - хорошо и интеллигентно. Ведь табуированные сочетания звуков разрезают пространство и создают ужасные завихрения материи, которые неизбежно приведут к концу света.
читать дальшеЯ всегда хотела поставить такой жестокий и бесчеловечный эксперимент – взять пяток детей и отвезти их на необитаемый остров. Оставить с ними группу взрослых. Воспитывать детей там, внушая с младенчества, что слова «стол» и «стул» - адский ад, мерзкие и плохие, оскорбляющие собеседника, рвущие материю бытия – ну и весь прочий бред в комплекте. И чтобы взрослые менялись в лице, услышав эти слова. Бледнели и дрожали губами. Ну, как полагается.
А потом этих детей в наше общество. Бггг.
И как люди будут ржать, увидев их реакцию на обычные совершенно слова. Но чем слова «стол» и «стул» (или любые другие «обычные») отличаются от матерных? Если исключить этап зомбирования с детства на тему «вот это сочетание звуков – плохое, оно оскорбляет тебя, вставай на дыбы, услышав, и показывай, что ты не такой, ты лучше и выше этой мерзости».
Если неприятный злобный человек начнет бить другого человека, обзывая его «плесневелой поганкой» или там «жалким скунсом», вряд ли избиваемому будет сильно легче, что его не поливают матом.
В универе у нас был один очень приятный профессор. Как-то перед экзаменом я выругалась матом, разговаривая с подругой, подняла глаза и увидела его рядом. Он тут же обратился ко мне и что-то спросил по существу обсуждаемого нами с подругой вопроса и сделал буквально все, чтобы я не почувствовала себя неловко из-за того, что преподаватель услышал, как я ругаюсь матом. Я это прямо почувствовала. Запомнила на всю жизнь.
Или тема «со мной не поздоровались, блядь, надо агриться!». У нас была в школе преподавательница, вся такая тонкая и звонкая, училась в аспирантуре Герцена, много читала, считала себя интеллигентным человеком – а как же. А я была чмом невоспитанным, всегда в своих мыслях, бегала по этажам, перепрыгивала через ступеньки, вот это все. И как-то урок уже начался, а я не знаю, в каком он кабинете. И вижу ее! Чуть не влетела головой ей в пузо на лестнице! Радость, восторг! Вот оно – спасение!
- Ой, а в каком кабинете у нас?
- Здравствуйте! – таким характерным тоном, подчеркивая вопиющий факт того, что я не поздоровалась.
- Ой, да, здравствуйте, а в каком?
- Вы не поздоровались! – поджимая губы, со скорбным лицом.
- Да? Давайте я два раза поздороваюсь! Здравствуйте-здравствуйте! А в каком кабинете?
- Вы не хотите извиниться?
Короче, она минут пять тянула резину, вся такая несчастная и оскорбленная. Я вот думаю, если на каждого тринадцатилетнего невоспитанного балбеса тратить столько времени от урока, то когда литературе-то их учить, этих чмарей? Самое обидное, что случай-то этот я запомнила на всю жизнь, а здороваться с ней так и не начала( Не специально, конечно, просто я все время была в себе, бывало, даже читала прямо на ходу – иду по школьному коридору и читаю, одновременно болтая с подружкой, – а навстречу она. А ей-то после случая на лестнице, видимо, особенно запало, что вот это чмо невоспитанное не поздоровалось с такой интеллигентной и милой дамой, и она постоянно на меня с болезненным ожиданием посматривала, вытянув шею. И ожидание ее частенько оправдывалось, эх( Ну, насколько я помню. Она же сразу начинала меня отчитывать, схватив за локоть, поэтому незамеченной мимо меня ни разу не проходила)
И был у нас интеллигентный учитель истории. Реально интеллигентный человек. Один из немногих, что мне встречались за всю жизнь. Как-то наш двоечник пришел посреди урока, открыв дверь ногой, не поздоровался, ввалился в кабинет и пошел к своему месту. Все сидели, притихнув и офигев. Может, у него случилось что-то, он вообще себя никогда так раньше не вел. И знаете, что сказал учитель истории?
- Здравствуйте, проходите!
Вежливо, без всякого сарказма. Кивнул парню, пошел и закрыл дверь – тот ее оставил открытой. И продолжил вести урок. Все. Конец истории. Больше тот парень никогда ничего не выкидывал на уроках истории, учителя всю любили-обожали.
Как-то посреди урока завуч принесла ему листик и говорит:
- Оцените всех учеников.
- Как? – не понял историк.
- Ну вот так – оцените их способности и моральный облик по пятибалльной шкале.
- Я не могу, - ответил он, отодвигая листик.
- Как не можете? Все учителя уже заполнили, а вы не можете? – опешила она.
И долго его уговаривала, что-то объясняла, требовала, угрожала, но он в итоге все же отказался. Все учителя смогли – а хули не оценить человека по пятибалльной шкале – а он не стал.
И под конец история про Гагарина на приеме у английской королевы. Байка, наверное, я не знаю, но в ней ценна не историческая правда, а мораль.
Чего-то он там нарушил якобы, какие-то правила этикета, ложку положил в чашку, что ли, или лимон съел, разные варианты этой истории встречаются. Все крутаны, сидевшие за столом (элита!), тут же офигели, морды у них вытянулись, губы поджались и начали уже изгибаться скорбной дугой уголками вниз – фи же, кагможна! – и тут королева взяла и тоже положила ложечку себе в чашку. Или сожрала лимон.
Словом, для меня интеллигентный человек – это человек, который (среди прочих качеств, конечно) не даст другому человеку почувствовать себя неловко. Потому что если не это проявление «большой внутренней культуры», то что? Чморение с оттопыренным пальчиком «я воспитаннее, я умнее, я больше читал, я лучше, ЛУЧШЕ!»? Мне так не кажется чего-то.
@темы:
"Однажды Ежи был собак..."